Виноделам протянут руку помощи

Законодатели Кубани готовят закон в поддержку отрасли

Виноделам протянут руку помощи

Краснодарский край на сегодняшний день является единственным регионом России, где осуществляется поддержка винодельческой промышленности. О том, как это происходит и как депутаты Законодательного собрания края планируют помочь региональным виноделам мы пообщались со спикером ЗСК Юрием Бурлачко.

— С какой целью депутаты ЗСК планируют изменить закон о виноградарстве и виноделии и что предполагают внесенные изменения?

— С 5 августа 1998 года у нас в регионе действует краевой закон «О виноградарстве и производстве продуктов переработки винограда в Краснодарском крае». Вот уже на протяжении 20 лет им регулируются процессы, связанные с подготовкой сырья и выпуском конечной продукции. Но сегодняшние реалии таковы, что для сохранения качества кубанских вин и доверия к ним покупателей требуются определенные поправки в законодательство.

Начиная с 2014 года, напомню, вина у нас в регионе стали производиться с защищенными географическим указанием и наименованием места происхождения. То есть, человек, покупая бутылку кубанского вина, знает, что сделали его именно из ягоды, произрастающей в определенном месте Краснодарского края, а не из виноматериала, выпущенного, скажем, где-нибудь в Перу или Чили. Наши местные производители имеют право приобретать акцизные марки на произведенную ими алкогольную продукцию, исходя из декларируемого объема винограда. Но в последнее время отмечена тенденция, когда под «защищенное» вино «подгоняется» продукция, не соответствующая месту происхождения винограда. Это, во-первых, мешает работать хозяйствующим субъектам, выпускающим качественный продукт, и, во-вторых, вводит в заблуждение самого потребителя.

Чтобы поддержать местных производителей и повысить качество кубанских вин, в следующем году профильный комитет планирует внести изменения в действующий на территории Краснодарского края закон о виноградарстве и производстве продуктов переработки винограда. Этот вопрос уже включен в план нормотворческой деятельности Законодательного Собрания.

— В чем заключаются основные проблемы региональных виноделов и каким образом их можно решить на законодательном уровне?

— Специфика отрасли такова, что те или иные проблемные моменты возникают постоянно. Но, действительно, есть трудности, которые являются серьезной преградой на пути к дальнейшему развитию виноделия. Причем, они характерны не только для Краснодарского края. Назову основные.

В сфере виноградарства это, в первую очередь, значительное отставание от общемировых стандартов по срокам выведения на рынок вин из новых сортов. В последние 20 лет виноделие активно развивается в странах, никогда ранее им не занимавшихся. Как следствие, появился рынок оригинальных самобытных вин из неизвестных сортов винограда местной селекции. Они активно выходят на мировой рынок, в то время как мы вынуждены тратить десятилетия на легализацию новых сортов. В итоге Россия проигрывает в конкурентной борьбе. Изменить ситуацию, считаю, могут соответствующие поправки в профильный федеральный закон.

Еще одним камнем преткновения в деле развития виноградарства является отсутствие ключевых маркетинговых особенностей, отличающих наши вина на внешних рынках. Поэтому наиболее актуальная задача в данный момент — показать всем, что в России, в том числе и на Кубани, есть собственные сорта, имеющие индивидуальные характерные признаки и по своим органолептическим свойствам не уступающие традиционным европейским сортам вин. Сейчас в этом направлении ведется активная работа, в Краснодарском крае мы развиваем собственные питомники. Их уже несколько.

Проблема регионального виноделия кроется и в отсутствии заинтересованности у крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) в легализации своей деятельности. Несмотря на то, что с июня 2015 года федеральным законом № 171-ФЗ допускается возможность производства вина и шампанского КФХ, за минувшие годы всего пять из них, а также других сельхозтоваропроизводителей в Краснодарском крае получили лицензии на производство винодельческой продукции. Хотя, на самом деле, таких фермеров больше в разы. Наши крестьянско-фермерские хозяйства могут и хотят производить вино легально. Но подавляющая их часть находится в тени. Этому способствует отсутствие административного регламента по лицензированию малых форм хозяйствования в виноделии. А также то, что многие аграрии, планирующие развивать виноделие, постепенно утрачивают интерес к реализации своих планов, видя в перспективе лишь обязательный переход на общую систему налогообложения, так как статья 346.2 Налогового кодекса РФ устанавливает невозможность уплаты ЕСХН производителями подакцизных товаров. В данном случае может помочь инициатива по разработке и утверждению федеральным Минсельхозом нормативного правового акта по лицензированию производства винодельческой продукции из отечественного винограда.

Ну и, в конце концов, еще одна ложка дегтя — это наличие фальсифицированных вин на российском потребительском рынке. На нем присутствует большое количество низкокачественной, зачастую поддельной продукции, реализуемой по демпинговым ценам. Это, в свою очередь, снижает конкурентоспособность вина, произведенного из сортов, имеющих более высокую себестоимость и требующих длинных инвестиций в выращивание винограда и организацию винодельни.

Наличие фальсифицированных или контрафактных вин на розничном рынке алкогольной продукции несет опасность для здоровья. А реализация такого товара по низким ценам наносит непоправимый ущерб экономике государства, бюджетам субъектов РФ, а также всем законопослушным производителям винограда и вина. Присутствие на рынке дешевого фальсификата препятствует и инвестициям в отечественное виноградарство и модернизацию перерабатывающей отрасли, использованию почвенно-климатического потенциала юга России для создания новых рабочих мест и росту доходов консолидированного бюджета.

Если говорить о проблемах нашего экспорта, то среди них главенствуют высокие затраты на продвижение кубанской винодельческой продукции на зарубежных рынках. Участие предприятий Краснодарского края в крупных дегустационно-демонстрационных мероприятиях, международных винных выставках в Китае, Германии и Великобритании просто необходимо для продвижения продукции и ее узнаваемости на международном рынке вина.

На Кубани, как вам известно, зарегистрирован созданный при участии администрации Краснодарского края бренд «Вина Кубани – гордость России». Его обладатель — Ассоциация «Кубаньвиноградалко». Учитывая тот факт, что наш регион является лидером винодельческой отрасли страны, как раз и нужна поддержка и продвижение этого самого бренда за рубежом. Требуется господдержка на федеральном уровне участия в зарубежных выставках «Кубаньвиноградалко» и краевых винодельческих предприятий под единым брендом, объединяющим продукцию защищенного географического указания «Вина Кубани – гордость России».

— Как региональная власть поддерживает начинающих виноделов?

— Кубань сегодня – единственный регион страны, где осуществляется поддержка винодельческой промышленности. В этом году, к примеру, на субсидирование процентов по кредитам на покупку технологического оборудования было выделено 11,3 млн рублей. Общая же сумма, выделенная на развития виноградарства, составила 420 млн рублей.

— Какие вы видите перспективы у «гаражного виноделия»?

— Перспективы у этого направления виноделия довольно неплохие. Но необходимо, как я уже говорил, учитывать несколько факторов. И вот почему. На данный момент лицензии в нашем регионе получили лишь пять небольших винодельческих хозяйств, которые у нас принято называть «гаражными». Хотя их, по нашим самым скромным подсчетам, больше раз в десять. И всем им, в первую очередь, нужна легализация, выход из тени с последующей уплатой фермерами всех установленных законом налогов. И только потом можно будет говорить о том, что в России наряду с крупными хозяйствами будет процветать и виноделие малых форм, ориентированное на производство настоящего терруарного вина. Оно тоже должно получить развитие, в том числе благодаря и господдержке. Сейчас, кстати, в Госдуме на рассмотрении находится обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросу снижения административных барьеров для сельскохозяйственных товаропроизводителей при получении ими лицензий на производство, хранение, поставку и розничную продажу вина и шампанского.

— Чего, по вашему, на сегодняшний день не хватает отрасли виноделия на Кубани для того, чтобы производить конкурентоспособную продукцию?

— Основные проблемы отрасли виноделия на Кубани я уже назвал. К трудностям же, реально мешающим производству конкурентоспособного товара нашими краевыми виноделами, я бы отнес большую долю низкокачественной импортной бутилированной винопродукции на потребительском рынке.

В течение двух последних лет наблюдается тенденция роста поставок относительно недорогих импортных вин, цена на которые снизилась при стабилизации валютного курса. Это обстоятельство является серьезным барьером для увеличения объемов продаж именно российского вина. Его доля в розничной сети составляет сейчас в среднем только 57%. Остальные 43% – импортные вина, причем совершенно ординарного качества, относящиеся к самой дешевой ценовой категории, закупаемые российскими оптовыми компаниями-импортерами. В качестве мер, которые могли бы улучшить сложившуюся ситуацию, могли бы стать квотирование общего годового объема поставок импортного бутилированного вина в РФ и заградительные таможенные пошлины на импортную винодельческую продукцию. 

Дмитрий Михеенко

Автор: Alexsis_02